Представители российского и зарубежного авиапрома осветили основные проблемы внедрения RFID и наметили пути их решения.

28 августа в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2013» Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем провел специализированную конференцию «RFID-технологии в авиации. Состояние и перспективы развития».

В рамках конференции отечественные представители авиационной промышленности  рассказали о перспективах использования RFID в авиационной отрасли  РФ, об обеспечении безопасности полетов  путем использования средств автоматической идентификации, а также об успешном опыте внедрения RFID при управлении производственными процессами предприятий машиностроения. Европейские специалисты авиапромышленной отрасли озвучили темы применения  RFID-систем в целях гарантии «прозрачности» цепочек поставок промышленной продукции.

Технология радиочастотной идентификации уже несколько лет успешно внедряется  в производственные процессы ряда зарубежных авиапроизводителей.  Так, Boeing использует RFID-метки для маркировки ответственных узлов и агрегатов  787-модели, а Airbus начал внедрение технологии с модели самолета A350 XWB,  в 2013 году перейдя к оснащению метками спасательных жилетов и кресел  воздушных судов моделей А320, А330 и А380.  На сегодняшний день корпорации Boeing  и Airbus  объединились для разработки единых требований  к маркировке RFID для поставщиков  узлов.

Что касается отечественной практики внедрения RFID, то на пути  российских авиапроизводителей стоит ряд серьезных проблем.  В  частности, до сих пор не определены оптимальные способы RFID-маркировки авиатехники. Еще одной проблемой можно назвать отсутствие нормативно-правовой и организационно-технологической документации для проведения эксплуатации новой технологии. Также до сих пор не сформированы рекомендации по внедрению в практическую деятельность RFID-маркировки для предприятий-участников производства, поставки и эксплуатации компонентов.

Основная цель внедрения RFID в авиационной промышленности – прослеживание истории той или иной детали самолета от момента производства до момента ее утилизации.  Это стало возможным благодаря записи необходимой информации на любом этапе производства на устойчивую к неблагоприятным условиям среды RFID-метку. На такую метку фиксируются необходимые данные не только о производителе, но и о пройденном сервисном обслуживании и ремонте. Еще одним преимуществом RFID-метки является  объем памяти, который может в сотни раз превышать объем памяти  привычного штрих-кода. Помимо этого, на любом этапе производственного цикла  RFID-метки можно не только  пополнять  новой информацией, но и полностью перезаписывать.

К прочим преимуществам использования RFID в авиационной промышленности относится:

  • надежная защита деталей от подделок,
  • возможность считывания информации вне прямой видимости метки, на большом расстоянии и  во время движения объекта,
  • возможность одновременной идентификации групп объектов.